среда, 22 января 2014 г.

В ПРЕРИЯХ.

НА ЗАПАД! Мы ехали на американский Запад. В автобусе компании «Грейхаунд» из Вашингтона в Северную Дакоту. Это примерно 3000 тыс.км и нам предстояло проехать крупные города Питтсбург, Кливленд, Чикаго и Миннеаполис. Затем в Бисмарке, столице Северной Дакоты нам предстояло пересесть на другой бас и доехать на нём до городка Майнот. Там жили родители нашего друга и мы наносили им визит вежливости и нашей любознательности.

Настроение наше было замечательное, а мой приятель Дэн даже дал зарок бросить курить.Он познакомился с новой девушкой и был преисполнен самых радужных надежд. У меня была заветная мысль посетить индейцев, потому что именно там они дольше всего сопротивлялись белому нашествию и сохраняли традиционный образ жизни. Ну разве что, только апачи могут сравнится с прерийными племенами по любви к свободе, и , несколько отклоняясь от нашего маршрута в Аризону, скажу , что именно они даже в 20-м веке продолжали традиционный образ жизни в горах Сьерра- Мадре. Хотя...сейчас точно ничего не осталось, кроме воспоминаний.
А наш путь лежал в самое сердце Северной Америки, в его географический центр…

Как известно людям, изучавшим географию, в восточной части Соединённых Штатов находятся горы Аппалачи. Мы проезжали их ночью и они совсем не впечатлили воображение. Может, ехали не там.Так, какие-то холмы. Мы спали, естественно, сидя, и сидячее место скоро стало чувствовать на себе все эти американские мили. В Питтстбурге мы вышли размяться и осмотреться. Питтсбург интересен тем, что там сливаются две реки в одну, которая ничто иное, как второй великий приток Миссисипи - Огайо.

В восемнадцатом веке на этих землях хозяйничали ирокезы и делавары, затем пришли французы, но, конечно, в результате всех войн и приобретений, территорией стали владеть англичане. Здесь же где-то молодой Джордж Вашингтон добывал первую славу в войне с индейцами.
Теперь это типичный американский город с небоскрёбами в downtown, где мы прошлись, не нашли ничего интересного. Ближе к ночи мы отправились на bus station, для дальнейшего продвижения к озеру Эри. Билеты покупаются один раз и на маршруте до конечного можно выходить и ехать на следущем автобусе, или через несколько. В общем, как на электричке в России.Очень удобно, потому что на большие расстояния, конечно, ездить утомительно. Но это самый экономичный вид транспорта для путешествия по штатам, где как известно, бензин стоит...чтобы люди могли ездить.
Итак, проведя ещё одну ночь а автобусе, мы прибыли в Кливленд, расположенный на берегу озера Эри. Там мы должны были отправится в один бар искать родителей бывшего однокурсника нашего друга в Вашингтоне, где намеревались остановиться на некоторое время. Но сначала нам захотелось взглянуть на одно из Великих озёр, раз уж мы там оказались, туда мы и направились. Подойдя к хайвею, идущему вдоль берега, мы задумались о том, как бы его перейти, и вдруг откуда-то появился чёрный парень, не знаю, может, он там работал в какой-нибудь придорожной службе, улыбаясь, взмахнул рукой , и весь огромный поток машин остановился. Парень, продолжая улыбаться, жестами показал, чтобы мы переходили шоссе. Ну мы и перешли, конечно, радуясь и удивляясь. Прошли, а автомобильный поток за нашей спиной двинулся снова.
Мы разлеглись на скамейке и обратили своё внимание на какой-то весьма ржавый сухогруз на воде. Решили подойти поближе, и прочитали название: “МИРГОРОД”. Услышали так же и русскую речь с матом, чего-то они там загружали или разгружали, уж не знаю. Ну мы им тоже покричали: “Мужики, мол, здорово!” Они как-то замолчали, смотрели на нас и ничего не отвечали. Даже между собой перестали разговаривать.Удивились, наверно. Ну и ушли мы от этого корабля.
  Не сразу, но мы нашли бар, принадлежащий родителям Рича, того парня, которого мы должны были навестить. Они по происхождению были поляки, но уже плохо помнящие свою родину. Наверно, в баре дела шли хорошо. Ну а Рич, который вскоре за нами заехал, был уже полностью американец.Он прокатил нас по городу, спросил, ну, как вам , мол, Кливленд? Потом, видя наши затруднения (не Флоренция, всё ж), сам и ответил, улыбаясь: «Citi!» Рич работал врачом и владел целым домом, где жил один.  Он отвёз нас к себе и мы , наконец, после ужина, улеглись спать горизонтально. Рич, очень занятый человек, рассказал, куда бы могли сходить на следующий день, но… нам очень хотелось выспаться. А вечером мы уже садились в автобус и впереди нас ждал Чикаго.

Где -то в Чикаго я потерял зонт... Я нашёл его в автобусе, вёз миль пятьсот, он даже есть на фото одной, потом он куда-то пропал…надеюсь, хорошему человеку достался…А мы с этим зонтом посетили берег славного озера Мичиган, ну , может, помните, где Брат-2 раков варил?! Второе великое озерцо… В дуге бухты всё лодки да яхты, чтоб искупаться надо отъехать далеко. Запомнилось Чикаго ещё конной полицией. И ещё мы пошли взглянуть на самое высокое американское здание башню Sears. И совсем не так давно оно было самым высоким в мире.

Вообще-то,Чигаго это столица Среднего Запада,(Midwest) и здесь граница Восточной временной зоны и Центральной. Центральное время равнин ещё на час дальше от Москвы, чем восточное. Отсюда, из Чикаго начинается самая известная американская дорога — Route 66, воспетая в песнях и фильмах, как путь стремления к свободе и новым приключениям. Но наш путь лежал в другую сторону. А когда-нибудь надо и по 66-й проехать до Калифорнии!
В тот же раз мы направлялись в Сент-Пол/Миннеаполис, дабл город, поделённый надвое великой Миссисипи.
Дорога вела нас в Миннесоту. На языке Дакота это означает «вода цвета неба». И именно в Миннесоте начинаются великие американские равнины или прерии. Бесконечный простор вокруг, видно далеко, ощущается совершенно иначе, чем в средней полосе России, нет лесополос. Зато есть бесконечные хлебные поля. И ещё, уже после Миннеаполиса, вечером далеко видны огни, мне показалось, что это нефтяные вышки.
Миннеаполис промелькнул в сумерках, мы только вышли немного передохнуть, пока стоял автобус. Хотя и стоянка была недолгой, я решил, уж не знаю почему, позвонить в Москву. Звонил я из автомата, ибо сотовые телефоны тогда только разрабатывались компанией Моторола. Закинул мелочи, и помнится, дозвонился. А когда повесил трубку, кто-то позвонил на мой автомат. Я взял трубу, это была девушка-телефонистка. Она заявила, что я должен доплатить за международный разговор. Я сказал ОК, и начал искать, где же можно разменять бумажную пятёрку на четвертаки-двадцати пяти-центовики. Там были какие-то автоматы по продаже чипсов и конфет, но почему-то жерло машины не желало принимать пять баков. Я повесил трубку, надеясь, что телефонистка угомонится. Но какой там. Она стала звонить опять. Я снял трубку, чтоб звонка не было слышно. Тут зазвонил соседний телефон. Я снял и ту трубу и две соседние. Надо сказать , мы с Дэном здорово перепугались, думали, приедет полиция и тут же повяжет нас. Да и другие пассажиры стали на нас посматривать. Мы нервно ждали, когда же автобус увезёт нас от этих маниакальных телефонных аппаратов. К счастью, всё обошлось, и мы благополучно отчалили в западном направлении.
Затем была ночь в прериях. Правда , вместо белого фургона, запряжённого мулами, был автобус компании «Grayhound», но в темноте виднелась та же прерия, что и сто пятьдесят лет назад, да и в небе светились огромные звёзды, наверно, те же, что смотрели на первых белых поселенцев, идущих на Запад…
Мы приехали в Бисмарк, столицу штата Северная Дакота, на реке Миссури. На языке сиуязычных племён Missouri означает «Город больших каноэ» или «Река больших каноэ». Правда, с автостанции реки не было видно, а отправится на её поиски мы не рискнули, потому что до Майнота шёл единственный автобус и пропустить его мы не могли.
Теперь наше направление было на север, в сторону канадской границы. Автобус, в отличии от грейхаундских, был какой-то древний (провинция,что с неё взять!)), но в принципе, достаточно удобный. Дорога занимала три с половиной часа.
Мы поселились в  небольшом двухэтажном доме у четы Dugarm, родителей нашего друга. Кроме него, у них было ещё трое детей. Большие семьи не редкость на американском Западе. Моя учительница из Колорадо имеет пять братьев и сестер, и у самой трое детей. В целом же, Майнот, типичный американский городок, очень чистый и спокойный. Не знаю, как выглядел Saint-Петербург Тома Сойера на Миссисипи, но напомнило… Да, здесь преобладает белое население, чёрных семей я видел, ну может, две или три. Есть огромный торговый молл, куда приезжают даже из Канады, потому что в штатах товары дешевле. Мы там покупали джинсы. Мистер Дюгарм сказал, хочу, мол, guys, чтоб вы себе купили на память настоящие американские джинсы, давайте, поезжайте, от меня будет подарок. Ну, мы и поехали. Точнее, нас отвезла туда Фэншин, его дочь. Наши Ливайсы стоили по сорок с чем-то долларов. Когда Фэншин спросила : «Хотите ещё и футболки, может?», мы как-то застеснялись и не стали злоупотреблять. Дюгарм-старший любил проводить время в кресло-качалке с книгой и стаканом разбавленного виски в руках. Он был на пенсии, а до выхода работал преподавателем в местном колледже.У меня дома хранится подаренная им его же книга о Линкольне,»When Lilacs Bloom Again» — он изучал эпоху гражданской войны. Одно время он работал учителем в резервации, и как-то на празднике его угостили супом из собаки. Когда он ел, все индейцы внимательно наблюдали за процессом, на то, как он будет реагировать. Когда суп в тарелке закончился, мистер Дюгарм сказал:
«Ещё супа, пожалуйста!». И с тех пор, индейцы, оценившие его выдержку,
наказывали своим детям слушаться его.

Хозяйка дома, миссис Дюгарм,добрая замечательная женщина, очень вкусно готовила нам еду, в принципе, мало отличаемую от нашей, российской.То есть, минимум консервированных блюд из банок. Они решили устроить нам культурную программу — прокатить нас в Badlands, форт Linkoln и в деревню индейцев манданов на берегу Миссури. Мы спросили, как бы нам по пути заглянуть в резервацию лакота-хункпапов.Кстати,в этой резервации жил последние годы и похоронен один из самых великих вождей сиу Sitting Bull.
 Наши хозяева несколько удивились нашей просьбе, мол, а что там делать? Сказали, что это не совсем по дороге. А на следующий день мы увидели большую арендованную машину у нашего дома, куда мы вскоре начали усаживаться. По дороге, которой мы приехали, мы покинули город и отправились в Badlands, смотреть на бизонов на воле. «Badlands» есть   во многих западных штатах, это как правило не то чтобы «плохие земли», а труднодоступные и малоисследованные, ставшие по этой причине заповедниками. Но в них-то и сохраняются нетронутые участки природы и дикие животные. Ещё там в 19-м веке скрывались бандиты и ганфайтеры от возмездия правосудия. В штате Северная Дакота подобный заповедник это огромные ущелья среди холмистой прерии, образовавшиеся в результате эрозии почвы миллионы лет назад. Ехать было туда было достаточно долго, мы даже задремали, ибо степь да степь кругом не баловала разнообразием, и остановились на обед. Нет, не в кафе, мы везли еду с собой. Заехали на какую-то полянку на которой стояли деревянные столы. Не поломанные и не изрезанные, если что. Рядом урны. Уж не знаю, кто там убирает, в этой глуши, но никакого разбросанного мусора, банок и прочего вокруг не было. Захотелось передать привет обочинам трассы М-4. Вру. Не думал о трассе «Дон» совершенно.Ну да ладно. Едем дальше. И наступил момент проклятых физиологических потребностей. Ну мы объявили об этом после некоторого времени. Дорога , напоминаю, длинная… Дюгармы закивали головами и говорят, ОК, мол, сейчас. Едем. Мы думали, они ищут  где машину остановить и выпустить нас погулять, хотя там везде одинаково, по сто пятьдесят миль во все стороны. Но мы всё едем! У нас уже глаза на лоб, мы ещё им говорим, мол, bathroom нужен! Они опять ОК, и продолжают катить. В общем, пока мы доехали до какого-то кафе придорожного с настоящим туалетом, чуть не… короче, вбегали туда  галопом бешеных бизонов. Берегите природу, мать вашу!
 К сожалению, настоящих бизонов мы в тот день не увидели. Пошёл мелкий дождь, и Badlands покрылись туманом. Видимость была очень плохая, а спускаться в каньон мы не стали.
Мы поехали в форт Линкольн на берегу реки Миссури. Собственно говоря, от всего форта остался практически один дом знаменитого американского полковника Кастера, который много лет воевал с индейцами прерий. Здесь он жил со своей женой, которой часто писал письма из дальних походов,сидя у костра на привалах… Именно отсюда он по заданию правительства США отправился в горы Black Hills, священные земли индейцев сиу и шайенов, принадлежащие им по договору 1868 года, на поиски золота. Золото было обнаружено на индейской территории и белые поселенцы ринулись в Black Hills. Началась ещё одна кровопролитная война между белыми захватчиками и индейскими племенами. В 1876 году полковник Кастер был убит в сражении на реке Литл-Биг-Хорн в Монтане, и сиё поражение до сих считается одним из самых неприятных и трагических для американской армии. Объективности ради, стоит упомянуть, что Джордж Армстронг Кастер первый напал на стоянку сиу, шайенов и арапахов, впрочем, как и всегда он делал.Так, в 1868 году морозной ноябрьской он ночью напал на спящий лагерь шайенов у реки Уошито в Оклахоме, и потом очень гордился этой победой. Если, конечно,победой можно назвать убитых и пленённых женщин и детей, и восемь сотен расстрелянных лошадей. Но в этот раз орешек оказался ему не по зубам. Ему противостоял знаменитый и талантливый вождь Оглала-сиу Crazy Horse!

В результате поспешной и неправильно организованной атаки самоуверенный Кастер оказался окружённым разозлёнными индейцами на холме с остатками своего батальона. Как гласит легенда, видя невозможность сопротивления,а индейцы не брали пленных, он пустил себе пулю в лоб. Никто из его отряда не остался в живых. По другим сведениям, он был убит последним. Незадолго до битвы Джордж Кастер остриг свои знаменитые длинные волосы, с которыми не расставался много лет. Сопровождающие увидели в этом дурной знак и оказались правы. Амбициозный герой Гражданской войны между Севером и Югом, пал на Дальнем Западе на вершине холма , который потом прозвали Custer Last Stand.
 А Crazy Horse одержал свою последнюю, самую великую победу в борьбе за независимость своего народа. Все свои сознательные годы он пытался идти традиционным путём своего народа, и не принимал образ жизни белого человека. Crazy Horse никогда не фотографировался, старался не контактировать с белыми и не пользовался их вещами, кроме огнестрельного оружия. Закончилась его жизнь предательским ударом штыка в спину, потому что никто не мог победить его в открытом бою. А уже в двадцатом веке белые люди, в знак уважения, решили высечь из скалы самый большой американский памятник, посвященный великому воину Crazy Horse.
 Насколько я знаю, на форт Линкольн никогда не было нападений враждебных индейцев, он был сильно укреплён, но находясь там, я пытался представить индейскую конницу , атакующую солдат. Уж больно там виды местности способствуют. Вот оттуда из-за холмов, на рассвете.
 Недалеко от форта находится деревня земляных домов индейцев племени Мандан.

Экскурсоводом там работал индеец , наполовину дакота и на другую -мандан, представитель настоящих коренных жителей прерий. В 19- ом веке деревню манданов изобразил на своей картине американский художник Джорд Кэтлин,и эта, как и другие его работы находится сейчас в Национальной картинной галерее в Вашингтоне. Он оставил красочные портреты многих знаменитых вождей, например, Оцеолы, легендарного вождя семинолов.
 Индеец- экскурсовод, узнав, что мы из России, сказал, что мы первые русские, которых он видит в своей жизни, и даже открыл нам, чтобы показать изнутри, один из земляных домов.
Ну что там, внутри, очаг, конечно. Мы, в свою очередь, сказали,что с большим уважением относимся к его народу. Оседлые манданы были миролюбивыми земледельцами, выращивали кукурузу , тыкву, кабачки. Они одними из первых столкнулись с белыми, пришедшими по Миссури. После покупки Луизианы у Франции в 1803 году американское правительство отправило экспедицию Льюиса и Кларка на исследование новых территорий за Миссисипи.
 Американцы прошли через земли манданов, которые оказали помощь и гостеприимно отнеслись к исследователям. За своё дружелюбие они очень пострадали в результате эпидемии оспы, принесённой белыми, и уже никогда не смогли восстановиться. Так и остались они малочисленным и слабым племенем. А их краснокожие братья, вольные конные кочевники — дакота, шайены, арапахо и черноногие уходили всё дальше на Запад от белых поселений. Они надеялись , что их прерии велики и места для всех достаточно.

Напрасно..

Может быть, будет продолжение...