воскресенье, 19 января 2014 г.

ДЖОРДАНВИЛЬ

В самом центре штата Нью-Йорк, неподалеку от городка Ютика, на земле индейцев (кстати, ирокезов), описанной в романах Фенимора Купера находится русский православный Свято-Троицкий монастырь.

По сути, это сердце Русской Зарубежной православной церкви, поскольку Влыдыка монастыря является иерархическим начальником всего русского православия за пределами России.Всю историю сего учреждения можно, конечно, найти в интернете, я же расскажу о личных впечатлениях.
 Мы с приятелем Дэном жили в ту пору в Вашингтоне, и после того,как все музеи были осмотрены, и шансы устроится как-то испробованы, мы воспользовались любезным приглашением матушки православного собора посетить Джорданвилль, о котором много слышали . Сели с ней и двумя её детьми в машину и поехали. Ехали часов 8 через Пенсильванию, очень устали и прибыли уже вечером, когда там шла какая-то торжественная служба. Мы стали со всеми, главный собор там не очень большой и был переполнен.Где-то через час я очень захотел, что-нибудь съесть, и предложил Дэну ненадолго удалиться в поисках еды. Он сказал, что это неудобно и т.д.,да и вообще он серьёзно относился к службам и молитвам и службам(дальше вы узнаете, чем это закончилось), и я отправился на поиски еды в одиночку.Тогда я не знал, что все приёмы пищи строго в определённое время и никакого шведского стола тут не положено. Побродив вокруг монастырских построек , я нашёл яблони с хорошими крупными яблоками и слегка отужинал ими. Потом я вернулся в собор и достоял до победного. Да,жещины на службе стоят слева, а мужчины строго справа. После службы матушка нас нашла и отвела в хлебопекарню, где хлебопёк Юра Зеленин, бывший актёр Ленкома, накормил нас чем-то остывшим и своим замечательным хлебом. За этим хлебом к нему всегда будучи в этих краях, заезжал Ростропович — очень ему нравился Юрин хлеб. Что он ,Ростропович, тут делал , спросите вы? Да приезжал к Владыке и навещал-проверял хозяйство в имении своей супруги Галины . Оно там неподалеку, «Galino private» называется, после  смерти Ростроповича продано другому владельцу. Вообще, кто только не приезжал в Джорданвилль…
 Нас разместили на ночлег на территории монастыря,в комнате с двумя кроватями и спартанской обстановкой, списанной по сроку из американской армии. А все,как правило, посетители живут за пределами, в гостевом доме. Наутро нас разбудили, позвали на завтрак в 7 утра.В трапезной стоят длинные столы для братии(монастырь мужской) и все молча сидят и ждут Владыку или того, кто его замещает. Приходит Владыка, все встают читаю молитву, присаживаются и начинают раскладывать пищу и откушивать. Еда постная, никакого мяса, а три дня в неделю ни молока, ни рыбы. Тот ,кто в армии служил легко представит всю эту суровость. Все украшения трапезной — это лики святых на стенах. У стены ставится пюпитр, на которым раскладывается большая книга , с которой семинарист читает Жития святых. Позже мы сообразили, что надо питаться в подсобке, где повара и помощники по кухне едят, там всё не так официально. Обычно, мы там задерживались после трапезы, разговаривали с разными людьми - кто-то жил постоянно, а кто-то гостил в монастыре, и узнавали много нового и интересного. Самим нам поведать миру было особо нечего, ибо краток ещё был наш жизненный опыт...
Но всё это было впоследствии, а пока матушка собиралась представить нас Владыке Лавру.

Владыка так не очень пристально взглянул на нас, а когда матушка представляла меня, неожиданно спросил: «А тебя назвали в честь Михаила Архангела или Михаила черниговского?» Я, разумеется, понятия об этом не имел, но заявил, что черниговский , ибо другой совсем далёкий и более мифический персонаж.
 Лавр размышлял… В принципе, мы неплохо смотрелись… я так думаю. И по своей природной доброте он разрешил нам остаться. Что ж, по- крайней мере, у нас был и стол , и кров. И , возможно, Божья благодать.
 Заселились мы в ту же «келью» с армейской обстановкой. Туда вскоре наведался отец Пётр и предложил нам поработать на уборке храма. Отказать, конечно, мы не могли и принялись за уборку верхнего и нижнего зала. После отец Пётр, довольно молодой мужчина побеседовал с нами о смысле жизни и мы даже немного поспорили. У нас же всё -таки было высшее свежезаконченное образование. Ну , в общем так и пошло, ночевали мы в армейской келье, утром шли на молитву, откушивали в трапезной, и шли прибираться в церковь. Потом было немного свободного времени и мы ходили купаться в озёрах- несмотря на начало сентября,было тепло. После был обед с чтениям житий святых, послеобеденный отдых и литургия. Потом ужин,и опять немного свободного времени. Посетили мы семинарские занятия, историю Русской церкви. Отличается, конечно, от того , как у нас преподавали.

Через пару дней утром в дверях нашей спальни появился другой отец -Игорь, одессит бывший, как мы узнали впоследствии.
Он сказал нам: — Мужики, не надоело вам с пылесосом и щётками возится? Давайте ко мне в столярку. Мы гробы и кресты делаем, а особо искусные могут и иконостас.
Мы , конечно же, согласились, ибо сами понимаете, мы ж не потомственные уборщики, чтоб так любить наводить чистоту, которой никогда нет.
Отец Игорь говорил меньше, он был конкретней и сказал, что с Петром-отцом всё утрясёт, и мы пошли за ним в столярку. Поразило сначала, количество гробов на столах, блестящие такие, красивые. Нам было дано задание строить какой-то стеллаж у одной из стен и мы принялись за дело. Интересно, они там меряют в дюймах или инчах, так вот, на мой взгляд, инчами удобней пользоваться. Так мы стали столярами.
В дальнейшем наши прогулки по окрестностям увеличились, мы стали наведываться в Джорданвиль, познакомились там с одним диссидентом, с двумя болгарами и местным магазином-кафе. Джорданвиль это глубокая провинция, состоит из одной улицы, и делать в общем там нечего. А нам очень хотелось найти какую-нибудь работу за деньги, ибо нужда наша в них была велика. И однажды долетела до нас весточка,что в городишке Richfield springs, 10 милях от Джорданвиля в гостинице на берегу озера есть какая-то работа. Мы решили как-то попасть туда. После завтрака и собрались в путь. Отцу Игорю сказали, что надо в магазин.

Отправились мы туда пешком, всего-то миль десять, а мы ребята крепкие. Добрались. Место замечательное и озеро чудное, источник с хорошей водичкой имеется. Называют местной Швейцарией. Кстати, обратили внимание, что все красивые местности всегда сравнивают со Швейцарией?!
Когда мы подошли ближе к отелю на берегу озера, то увидели женщину, к которой обратились с вопросом, как найти хозяев. Она ответила, что те ещё спят ( было 10 утра) после вчерашнего длинного дня, и помолчав, спросила, а вы русские,может?! Мы удивились, ответив положительно, и она с нами заговорила по-русски. Оказалось, что она из России, москвичка,и мало того, мы с ней учились в одном вузе,естественно , с временной разницей. А кого, собственно, ещё можно встретить в американской глуши?! (смайл). Мы спросили у неё , что же, собственно, за работа имеется в этом отеле, в котором наша собеседница работала прачкой. Она показала нам на озеро:
-Да вот, причал разобрать.
Возникла пауза…. Был уже октябрь…
-Вы только договоритесь сразу на определённую сумму , а не в час пять долларов,- посоветовала нам добрая женщина.

Мы с Дэном переглянулись.
— Знаете что, -сказал я ей, -передайте им , пусть себе негров ищут. А мы, хоть и любим купаться, в октябре в водоёмы не лазаем. За любую оплату.
Распрощались мы и двинули оттуда. Уж не знаю, нашли они кого-нибудь после или лёд доломал их причал…
Мы же вернулись в монастырь, встретили того знакомого диссидента, и он нас подвёз.
А работу мы нашли недалеко от монастыря совсем. Рядом с монастырём жил болгарин –Миша, он поставлял памятники на православные кладбища. А ещё он строил большой трёхэтажный дом. Вот к нему-то мы и нанялись…почти задарма, но всё же за деньги. Работали с Дэном через день, а потом Дэн свалил, как менее устойчивый к не очень приятным людям. Как –то Миша взял меня с собой в Вашингтон, помогать памятник устанавливать на местном кладбище и на обратном пути мы останавливались в Ново-Дивеевском монастыре. Идём с ним по территории, вдруг навстречу к нам очень пожилая женщина с великолепной осанкой, и сказала Мише:
-Миша, я познакомилась с хорошей русской девушкой, а ты искал себе невесту, познакомить вас?!
Миша, как человек корыстный, вряд ли собирался женится без приданного, и заявил:
-У меня денег мало, не готов ещё к семейной жизни!
-Что деньги,- ответила она печально,- у моего сына были деньги…а он тут лежит…
И медленно ушла от нас, опираясь на палку…
-А кто это? — спросил я у Миши.
-Это,- сказал Миша, — дочь вашего барона Врангеля. Девяносто лет с чем-то . Отец в Белграде похоронен, а муж и сын здесь, в Ново-Дивеево. Я с ней давно знаком… Болеет часто…
Позже, здесь на новодивеевском кладбище, я нашёл памятник, на котором были написаны имена «Врангель». Ещё здесь есть и Толстые, и  много-много других русских имён. Америка стала приютом , в том числе и последним для многих наших соотечественников… Такой вот, кусочек русской истории в американской глубинке…
Когда я вернулся в Джорданвиль, Дэн мне сообщил, что они с ребятами ходили в лес и жарили на костре сосиски. Сбил он молодых семинаристов с праведного пути. А ребята те –Витя и Серёга, фрешмены, то есть первокурсники семинарские, ещё не совсем расставшиеся со светской жизнью. Витёк был моряком на сухогрузе, но всегда мечтал о вольной жизни в Америке, вот и сбежал с корабля на Манхэттане, и, после всяких приключений, оказался в семинарии. Не знаю, насколько ему тут вольно было, но вид у него был бодрый. А Серёгу в среднее религиозное учебное заведение определили родители, наверно, у них были какие-то материальные проблемы.
Надо сказать, подобные походы в лес в монастыре не приветствовались, и когда кто-то из монахов каким-то образом прознал(стук-стук), Дэну какой-то батюшка высказал своё неблагожелание. Дэн был встревожен.Мы с ним и так нарушали монастырские законы частенько, например, бегали от батюшек, когда их встречали в коридорах. Дело в том, так принято, что при встрече со святым отцом у него надо просить благословения, то есть складывать две руки ковшом, как бы зачерпывая воду, после того, как он окрестит и благословит, целовать руку. Я всё пытался избежать этой процедуры,да и сначала просто не понимал, кто отец, а кто просто дьяк какой-нибудь. Подойдешь ещё не к тому… как и было пару раз.
Однажды, после службы в храме, мой лоб был намазан елеем после причащения и мы шли по коридору в свои апартаменты , и вдруг увидели в другом конце рясу батюшки какого-то. Мы резко свернули в боковой коридор и ринулись к выходу. А вот двери стеклянной, чисто-чисто вымытой, я и не заметил. Врезался в неё лбом больно и на ней осталось масляное пятно.
- А вот не фига грешить,- прокомментировал сзади Дэн,- Бог он всё видит.
Ну я, конечно, кроме: «Сам такой!», ничего ответить не мог. Лоб болел.
Однако с течением времени, я стал замечать, что   Дэн с каким-то особым усердием стал креститься на службах и к иконам прикладываться. Я  у него и спрашиваю, ты , мол, что , старичок,в монахи решил податься? Он меня послал, как положено, но тщательное соблюдение обрядов не прекратил.
 Медленно приближалась зима…. У нас появились бороды. Там они у всех, так что мы не выделялись. Лично мне уже хотелось вырваться из монастыря, ибо может и хороша, жизнь в обители, но мы молоды и наши души ещё не угомонились и не устали от путешествий. А тут я ещё Фокина встретил.  Бывшего барабанщика групп «Цветы» и » Машины времени». Вот фото тех времён:
 Второй слева — Стас Намин, третий — Лосев, потом — Костя Никольский,а четвёртый -Жора Фокин.Я частенько наблюдал, как он курить ходит. Отец Игорь так про него сказал: » Знаешь у компьютера есть периферия? Ну клавиатура там, мышь… А у монастырского компьютера в неё ещё Фокин входит.» Действительно, он проводил с компютером много времени. Ну и курил ещё. Решил я к нему подойти. Подхожу, не спеша. А тут кто-то принёс ковбойские сапоги. Фокин взглянул на меня оценивающе, и спрашивает:
-Тебе сапоги не нужны? Кожаные, новые.
Я ему: А ты, мол, что сам-то?. Он отвечал, что  не его размер.Я сначала стесняться начал, как положено, а потом говорю, да, давай , мол. Ну и разговорились мы.Рассказывал он о своей молодости в стиле рок. В 1978 году эмигрировал он в Штаты, и Никольский посвятил ему песню: «О чём поёт ночная птица».
Когда приехал в Лос-Анжелос, то глубоко окунулся в мир рока, секса и рок-н-ролла, но душа не выдержала.Поселился в монастыре… Ну, а нашим душам, наоборот, требовалось  на волю.
 С одним американцем-пилигримом из штата Колорадо мы доехали до города Buffalo на берегу озера Эри с целью получения канадской транзитной визы в консульстве Канады. В этом Баффоло смотреть особо нечего,я там мало что запомнил.Визы были нами получены и мы на автобусе «Грейхаунда» вернулись в Ютику.Было уже совсем близко к полуночи, и нас там ждал тот знакомый диссидент, которого мы всегда о чём-то просили. Мы ему предварительно позвонили из Баффоло. Он, конечно, был не очень доволен ночным выездом, но поскольку не так давно отказал нам позвонить с его телефона в Канаду, был вынужден на этот раз оказать нам услугу- довезти нас до Джорданвиля.Добрались мы уже поздней ночью и легли спать.
Через несколько дней, найдя подходящую оказию, мы покинули монастырь. Наш дальнейший путь лежал в Канаду. Но это уже другая история. А теперь…
P.S. Прошло 12 лет…и вот:
Церковь Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона
19 Becket Street, Hartford, CT. Протоиерей Дионисий Налитов
  Дэн стал отцом Дионисием…
… и даже с замечательным человеком ,Владыкой Лавром он успел послужить, да только Лавра уже нет в этом мире…

 
Владыка Зарубежной Православной Церкви и Московский Патриарх в 2007 году решают вопрос об объединении двух ветвей единой некогда русской церкви.
 А вскоре после Единения не стало ни Лавра, ни Алексея, они как-будто выполнили своё назначение в этом мире…

Комментариев нет:

Отправить комментарий