понедельник, 30 июня 2014 г.

Музыка Невы



Я всегда считал, что столицей России надо было оставить Санкт-Петербург. Встанешь на Стрелку Васильевского, глянешь на простор невский, дворцами окаймлённый, и понимаешь – вот она, империя огромная начинается… Захватывает дух так, что ни один пейзаж Москвы-Сити, срисованный с американской картинки, не впечатлит. Да и вообще, все знаменитые города у большой воды построены, она как-бы добавляет им величия. Тут я задумался, и вспомнил, куда все пути ведут…, Тибр-то, совсем обмелел, однако…
 Белая ночь и не собиралась начинаться, а может уже и вступила  в свои права, и сюда, к Бирже, мы пришли с другом Дэном сразу после приезда в северную столицу. Сюда на берега Невы  все гуляющие и собираются - полюбоваться на знаменитые белые ночи. И на развод мостов , конечно. Здесь важно - оказаться на нужном берегу... Дорога наша сюда была так же длинна, как летний  вечер, так как мы прибыли с Заневского проспекта, где поселились в общежитии…э…не помню, чего. Так вот, чтобы попасть на Васильевский, от нас надо было пройти весь Невский. Далековато. Но не смертельно, а очень даже приятно, вокруг-то красота такая! Дэн был тоже переполнен чувств, оглядывал Петропавловку и Эрмитаж и приговаривал:
- Эх, как здорово! Простор! Я бы тут всегда жил…
- Давай, может, к дому, -предложил я ему, - а то путь предстоит не близкий. Завтра к тому же уже трудиться идти надо.
Надо сказать, что мы прибыли в Питер с целью пройти практику в Музее этнографии, помочь навести порядок, очевидно. Нас прислал туда наш институт. И, наутро, нам предстояло явится к девяти часам на наше рабочее место, рядом с Летним садом. Тоже не близко от Заневского. Я так думаю, от него всё далеко...

Мы направили наши стопы в сторону Дворцового моста и тут мой взгляд зацепился за два женских силуэта, стоящих на самом краю Стрелки. Очень симпатичные силуэты, надо сказать.
- Пойдём, рядом пройдём, -предложил я Денису, и не дожидаясь ответа, двинул к воде. Проходя близко от девушек, я остановился, и не особо оригинально спросил:
-А, не вы ли там, на мостике стояли, внимая музыке Невы?!
Честно говоря, я свернул к ним машинально, и без всяких надежд на успех. Мысленно я уже был в районе Заневского, потому что чувствовалась усталость долгого дня. В общем, просто шёл мимо.
Одна их девушек обернулась.Она была пониже своей подруги и у неё были длинные, до плеч, волосы. Она насмешливо посмотрела на меня.

- Вы нас с кем-то перепутали,- она улыбнулась и снова повернула голову в сторону поблёскивающей невской воды. Вторая, с длинными ногами, не порадовала нас даже поворотом головы.
"Почему они всегда сначала посылают?"- подумалось мне.

Но тут неожиданно воодушевился Денис. Честно говоря, я не от него ничего не ожидал.
Однако он бодро стал интересоваться:
- Девчонки, вам охрана не нужна?!
- От вас? - поинтересовалась та, что повыше. И, наконец-таки, обернулась. Мне показалась, что она тоже слегка улыбалась.
- А это Денис,- сказал я указывая на своего друга,- его на надо боятся.
- А тебя надо? - спросила первая девушка.
-Ну, иногда только! - скромно ответил я.- А вас как зовут –то, если что?!
- Если что? - спросила длинноногая.
А её подруга ответила:
- Я София, а она Мария. Если что.
-Пётр, -неожиданно для себя представился я. Дэн покосился на меня. Я и сам, честно говоря, удивился, чего это я Петром стал?! Вот язык дурной!
Ну, в общем, так мы и познакомились.


Ребят, -сказала Мария, - мы, вообще-то уже уходить собирались.
-А мы вас проводим,- заявил Дэн,- мы, собственно, именно за этим здесь. Вас сопровождать.
Девушки переглянулись, и Соня сказала:
- Ну, пойдёмте, рыцари. Мы, в принципе, здесь не далеко, как раз на Васильевском.
Честно говоря, было поздновато уже, но этот Питер со своими белыми ночами так воздействует…
Мы отправились в глубину Васильевского острова. Девчонки были студентками Горного института и жили в общаге на одной из линий. Я раньше никогда не слышал о Горном, но в Питере всегда встретишь что-нибудь новенькое! Мы им тоже, конечно, рассказали о себе.
-Стоп, -спохватилась Соня,- вам надо назад срочно! Мосты разведут и что будете делать?!
В этот момент надо было посмотреть на лицо Дэна. Похоже он здорово запал на Машу с её спортивной фигурой. А может, и надеялся переночевать.
- Мы же не бросим вас, прямо здесь в темноте, -торжественно заявил он,- проводим вас до конца.
- Слушайте, не стоит, -поддержала подругу Маша,-потом ещё встретимся. Возможно. Идите, правда, далеко.
Я тоже присоединился к голосам разума. И чего я такой рассудительный?!
-Пошли, Дэн,-сказал я другу, -это тебе не Чертаново. Это остров, амиго. 

 Но остановить моего приятеля было уже невозможно... 
- Я пройдусь немного,- сказал он. Люблю гулять по ночам.
В принципе, я понял, что это был его ход ва-банк. Всё или ничего.
 Девушки были озадачены.
- Ну мы вас не можем пригласить, - сказала Соня, -у нас строго.
- Какой этаж?-деловито осведомился Дэн.
- Второй.
- Ну так пошли же!- воскликнул Дэн.
-Да вы сумасшедшие,- заявила Маша,- в окно полезете?
-Если сбросите верёвку, то полезем!
"Не фига себе, приключение", -подумал я,- "в окна я ещё никогда не лазил".
-У нас нет верёвки,- сообщила Соня.
- И комендант суровый? Нельзя договориться?-спросил Денис.
- Там женщина сегодня. Очень строгая.
- Ну, попробуем.
И мы двинулись к их обители. Это было старинное дореволюционное здание с высокими потолками. Настоящий Питер.
Объяснения с вахтёршей , конечно же ни к чему не привели. После серьёзных угроз вызвать милицию, мы были выброшены как бездомные собаки на крыльцо. Мы и действительно были бездомны в ту белую ночь. Девчонки успели объяснить, где находится их окно и мы переместились под него. Оно находилось на углу набережной и улицы, и мы обратили внимание, что водосточная труба была достаточно близко. Мы дождались, пока в окне загорится свет, и откроется окно. Маша выглянула туда и сказала приглушённо:
- Извините, ребят, видите, какая оборона у нас!
- Маш, -спросил Дэн, -а у вас правда верёвки нет?!
- Да нет, откуда?!-удивилась Маша.
- А труба вот эта надёжная ?
- Ты что , по трубе лезть собираешься?
- А почему бы и нет?
- Не надо, упадёшь!!!- воскликнула Маша,-да и услышат все!
Мы огляделись по сторонам. Никого не было вокруг, и в здании почти не было светящихся окон.
- Я попробую,-сказал Дэн.
Голова Сони показалась рядом с Машей. Она сказала:
- Будь осторожен!Там,- она показала на первый этаж,- могут услышать!
И Дэн полез.Надо сказать, что он был человек не воздушной комплекции,а достаточно высок и тяжёл. Не зря ему высокая Мария понравилась. А эти водосточные трубы...наверное, они помнили последнего императора... интересно, его любовница Кшесинская здесь не бывала ли?!
Когда Дэн стал подыматься к замершим девчонкам и преодолел уже уровень первого этажа одна из металлических опор лопнула с громким звуком и кусок трубы стал выгибаться.
Девчонки громко воскликнули.
Дэн был вынужден сползти немного вниз.
В это время окно первого этажа слева открылось и взрослый мужской голос произнёс:
- Что тут происходит?!
Мужик выглянул в окно и увидел Дэна.
- Ты чё тут лазишь, чудило?! А ну вали отсюда! Я ща ментов вызову!!!
- Дэн, давай вниз, а то кинет чем -нибудь!-крикнул я другу.
Да он и сам это понимал.Пока мужик метнулся  вглубь своих апартаментов, Дэн окончательно сполз с трубы и забежал за угол.
Послышались ещё голоса.
-Валим,- сказал я Дэну, и мы пробежав мимо главного входа, свернули налево в глубину дворов. В одном из них мы остановились и отдышались.
-Наверно, девчонкам теперь попадёт, -сказал я.
-Да...
В общем, ночь мы провели сначала на скамейках, так как не хотели выходить на набережную, где нас мог прихватить наряд милиции. Потом мы двинулись в сторону Дворцового моста.  Где-то по  на набережной устало прислонялись ко львам каменным и смотрели на утренний фантастический пейзаж, увенчанный шпилем Иссакийского собора.А на нас смотрел сфинс. Много же он повидал....

Любимую всеми картину развода мостов мы не застали, но свод (или сведение) наблюдали во всей красе. А спать хотелось!...
Перебравшись к Зимнему и Дворцовой площади , мы выбрели на Невский. Там одинокий в такую рань таксист согласился отвезти нас до Заневского за символическую плату.
Надо сказать, что Питер, такой красивый с фасадов, порой весьма обшарпан  не c парадной стороны. Вот и наше здание на Заневском такое, внутри там всё как в коммуналке военных лет. Коридоры с торчащей проводкой на древних обоях и чрезвычайно скрипучие половицы. Мы располагались в актовом зале и были отгорожены от прибывших из Москвы девчонок какими-то занавесками. Ещё в нашем отделении стоял рояль. Мы его потом опробовали, он-то был в порядке. Времени на сон у нас совсем не оставалось и, приведя себя в порядок, как могли, мы отправились на практику в  Этнографический Музей.

Нас очень доброжелательно встретила сотрудница архива Елена Николаева. Всё рассказала и показала. Поскольку мы с Дэном отличались от остальных практикантов бледностью лиц и воспалёнными глазами, спросила, как мы себя чувствуем. Мы заверили её, что всё в порядке.
Нам выдали рабочие халаты, ну потому что, так положено, и отвели в комнату со шкафами, набитыми различными бумагами.Эти халаты нам потом здорово пригодились. Мы брали их с собой, одевали перед входом в Эрмитаж или Кунсткамеру, называли фамилию Елены Николаевны, и говорили,что мы работаем в архиве Музея Этнографии. После подобной презентации нас пропускали без очередей и билетов интеллигентные петербургские хранительницы знаменитых  сокровищниц. В Москве такой номер, конечно, не прокатит, там посылают сразу и далеко. А ведь, как известно, Эрмитаж, то бишь, Зимний дворец, за один раз обойти невозможно, поэтому он был посещён нами неоднократно.

Но вернёмся в тот первый рабочий день. Нам предстояло разбирать бумаги военного времени и как-то их сортировать по важности для исторической науки. И поскольку, как известно, важные события любят валится на голову, то есть происходить, одновременно, то вот и в тот день я нашёл интересный документ 18-го века. Наверно, не каждый человек держал в руках бумагу, которой более 200 лет, поэтому эдакий лёгкий трепет я испытывал. вызвали Елену Николаевну, она очень удивилась, поскольку в этом шкафу ничего подобного быть не должно,
похвалила меня и унесла драгоценность куда-то в более безопасное место. Ну , а больше ничего древнего не попадалось...
Утром следующего дня  мы опять отправились к месту службы. К Невскому проспекту я стал постепенно привыкать, и узнавать его здания.

Меня очень удивляло то  обстоятельство, что Невский всегда можно перейти по пешеходному переходу. Несмотря на то, что это главная улица северной столицы, места хватает всем - и людям, и машинам. Попробуйте представить как можно перейти поверху Тверскую... не надо пробовать...только представить...
Вечером не очень трудного дня я решил ещё раз прогуляться . Денис имел иное мнение,  хотел отдохнуть, и выйдя  на Невский, я повернул направо, а он двинул в левую сторону, в сторону дома.
 Я никуда не торопился и наслаждался великолепным петербургским вечером, не душным, а освежающим, благодаря   водной близости Невы и Финского залива. Не зря Пётр тут окно рубил. Наверно, тоже ему душно летом было в теремах московских... Так, постепенно, я снова оказался на Дворцовом мосту, полюбовался панорамой Зимнего и пришёл на Васильевский. Не то, что я надеялся на встречу с Соней и Машей, хотя в глубине меня такая надежда и жила, но и просто хотелось гулять...
 На Стрелке всё было как обычно- полно туристов, многолюдно и шумно. Я огляделся по сторонам, выискивая глазами знакомые лица, но никого не обнаружил. И тогда, немного покружив, развернулся  в южную сторону. И вдруг... кто-то крикнул мне:
- Эй! Пётр! 
И это относилось точно ко мне, потому что от Биржи через дорогу махала рукой Соня.
Я ринулся обратно.
-Привет!-закричал я ей,- опять на Неву полюбоваться пришла?! 
-Привет!- ответила она , улыбаясь, - а ты опять кого-то провожать пришёл?!
Я уже подошёл к ней совсем близко. Мне показалось, что она была рада нашей встрече. Её зелёные глаза весело блестели.
-Хотела на Неву взглянуть, -сообщила София,- а между ней и мной ты оказался.
-Я смотрю,тебе тут ооочень нравится?! Да?!- спросил я,- а где же Мария? И , вообще, что потом было-то?!
-Машка в кровати лежит, устала она. А после вас шуму много было. Комендантша наряд вызвала. Они там ходили вокруг и смотрели. Но мы не высовывались. Потом , вроде, всё затихло. Сказали утром вахтерше, что вы с нами к кому-то ещё прорваться хотели.Что, мол, мы не при чём. Вас же не поймали?!
-Нет. А трубу сильно поломали?!
-Оторвали утром тот кусок совсем, чтоб на голову не свалился.
-Ну, извините,-сказал я, -мы не специально. Кто ж знал, что труба такая хрупкая?! Вот при царе трубы были!
- А ты откуда знаешь, что было при царе?-спросила Соня.
- Он мне сам говорил. Ну в смысле, писал. То есть, я читал.
-Аа...,- протянула София,-вроде, не ты ж с трубы...?!
-Так я ж историк!-гордо сказал я,- про любого царя знаю.Почти всё.
-Понятно,...ну, пойдём,прогуляемся, что ли, историк?!
Мы ступили на мост и продолжая разговаривать, перешли Неву, затем обогнули Адмиралтейство и свернули в Александровский сад. Там , как известно, скульптуры и бюсты всяких  исторических персонажей и выдающихся людей. Например, там есть Геракл. По поводу него я и высказался:

-Вот, понимаешь, София, есть такая несправедливость, вот он стоит голый, и всё у него видно, а ему , может, неудобно от этого, смотрит он на себя с неба и смущается.
-Ты думаешь? - задумчиво спросила Соня, разглядывая Геракла, - а , может, наоборот, гордится?!...
- При встрече спрошу, -пробормотал я и повёл Софию к очередному бюсту. Мне очень хотелось блеснуть перед ней своими знаниями. Не зря же я четыре года уже премудрости постигал. Чтобы что-то умное девушке сказать.
Постепенно мы вышли к Исаакиевскому собору. 
Соня спросила у меня:
-Ты наверх поднимался?
-В этот приезд ещё нет, а так был раньше. Много там ступенек там, помню....
 Я действительно сразу после демобилизации посещал город на  Неве, друг у меня армейский тут жил, Пашка.В смысле, не в соборе, конечно, а в Питере.
Мы задрали головы и стали смотреть на шпиль Исаакия.
-А знаешь, - спросила Соня, - вот на Эйфелевой башне по вечерам огненные шоу бывают. Башня разными цветами светится, очень красиво.
- А ты видела?- я покосился на неё.
- Да. С отцом в детстве ездили.
Я промолчал, потому что не ездил в детстве во Францию.
-И вообще, я есть хочу,- заявила Соня.
Мы были в сквере напротив двух отелей через дорогу. "Англетер" и "Астория".
- Ну, пойдём,- я стал оглядываться по сторонам.
А там,  оглядывайся - не оглядывайся,  ничего недорого, не позволяющего уронить достоинства перед леди обычному человеку, конечно, нет. Центр столицы, хоть и былой. Тут, знаете ли Пушкин прохаживался, как денди лондонский одет. И Достоевский. И Крылов Иван Андреич, умерший , известно, от чего. Я, к тому же, не особо знал окрестности. В общем, кроме "Астории" знаменитой напротив собора, практически ничего...  Ну , а в  отеле слева был номер,  где свои последние дни провёл Есенин. Там и надпись на стене имеется.
Про него Соня и сказала:
- А пошли в Англетер! Вон, напротив.
Сердце моё тревожно застучало. Это ведь соседнее с "Асторией"здание. И я представил какие там цены. И сколько у меня денег.
- А...там, наверно, народу сейчас,- -предположил я, надеясь, что эта затея покинет её голову. Но я ошибался, темноволосая зеленоглазка не собиралась отступать от задуманного.
- Вот и проверим, -заявила она, взяв меня под руку, и твёрдым шагом направилась с сторону отеля. И что мне оставалось?!
Только подумать о том, что студенты Горного какие-то ненормальные. 
Швейцар открыл нам дверь отеля и мы направились в ресторан.
Девушка хостес взглянула на нас оценивающе. Спросила:
- Добрый вечер! Желаете столик?!
- А есть?!- спросил я ,- надеясь, что она завернёт нас и мы пойдём, наконец, на Невский, в место, где не всё так круто.
- Даа,- протянула она, очевидно решая, стоит ли нас запускать,- вот туда проходите, пожалуйста.
В капиталистическом мире отшивать клиента не положено. И мы пошли в глубину зала. Народу было мало, несмотря на вечернее  время. В оформлении зала чувствовались изысканность и безупречный стиль. Что ж, всё таки, не бутербродная. И конечно, отличный вид на Исаакий через не менее замечательное окно.
У окна нас девушка и разместила. Вручила меню и удалилась. Я открыл красиво оформленное и меню и сразу стал смотреть на правую колонку цен.
- Знаешь что, - сказала София, - ты не волнуйся насчет денег. Она с улыбкой вытащила из сумки пластиковую карточку "Visa" и показала мне,- Никаких пробем! Если что...
Воистину, необычная девушка. Я неопределенно пожал плечами, и взглянув на улыбающуюся Соню заметил, что у неё как-то странно изменился взгляд.
-Слушай, -спросил я её, - я вот не пойму , у тебя цвет глаз зелёный или..
-Сейчас я не знаю,- ответила она, -зависит от...настроения и погоды! Наверное...
-Вот сейчас у тебя они посинели, - заметил я,- а были зелёные...на улице.
-Да? Но ведь сейчас здесь цвет покоя... Короче, давай еду заказывать!
Мы позвали девушку-официантку и огласили ей свой список. Я заказал какое-то итальянское мясо, а Соня ризотто с соусом песто и салат для нас двоих. Взяли мы и бутылку вина, которая стоила, как вся наша еда вместе взятая. Хотя мне уже стало всё равно, сколько это всё стоит. Как-то я расслабился...


 


 



Продолжение будет

Комментариев нет:

Отправить комментарий